mirage_ok (mirage_ok) wrote,
mirage_ok
mirage_ok

Category:

Цветовые ассоциации и влияние цвета на психику

colorchema (700x525, 78Kb)

Восприятие цвета и эстетическое переживание его существенно зависит от ассоциаций, вызываемых цветом. Явление цветовых ассоциаций заключается в том, что данный цвет возбуждает те или иные эмоции, представления, ощущения неадекватного характера, то есть воздействием цвета возбуждаются другие органы чувств, а также воображение, память о виденном или пережитом.

Можно классифицировать цветовые ассоциации следующим образом:

  • весовые (легкие, тяжелые, воздушные, невесомые…)
  • температурные (горячие, теплые, холодные, пламенеющие, леденящие…)
  • осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные…)
  • пространственные (выступающие, отступающие, близкие, далекие…)
  • акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные, свистящие, лающие…)
  • вкусовые (сладкие, вкусные, горькие, сухие, слащавые…)
  • возрастные (детские, молодежные, стариковские…)
  • сезонные (весенние, летние, зимние, осенние…)
  • этические (мужественные, сентиментальные, смелые…)
  • эмоциональные (веселые, грустные, скучные, спокойные, драматические, трагические…)
  • культурные (напоминающие колорит всевозможных явлений культуры — от живописи знаменитых художников до изделий кулинарного искусства).

Этот список можно продолжить. Нетрудно видеть, что почти любое прилагательное нашей речи может характеризовать цвет. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека, осознаёт он это или нет.

Путь образования цветовых ассоциаций подобен образованию условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет. Возможны также ассоциации архетипические, врожденные. Например, светлые цвета кажутся легкими, а темные тяжелыми. Это ощущает человек даже в раннем детстве, до опыта.

В психологии под чувством цвета, в отличие от простого ощущения, понимается сложное, обогащенное восприятие цвета, когда возникают определенные образы, а также связанные с ними воспоминания, эмоции и психические состояния — то есть появляются ассоциации, связанные с цветом.

Восприятие цвета — это сложный процесс, обусловленный не только физическими, физиологическими, но и психологическими факторами. За долгое развитие человеческого зрения, психологическое воздействие цвета совершенствовалось от элементарного цветоощущения до высоко развитого чувства цвета современного человека.

Эмоциональные ассоциации могут быть позитивными, негативными или нейтральными. Цвет может возбуждать кроме органов зрения и другие органы чувств — осязание, слух, вкус, обоняние. Цвет может вызвать такие физические ассоциации, как легкий, холодный, тихий, гладкий, отступающий, тяжелый и т.д.

В одном эксперименте нескольким испытуемым предлагалось перенести на определенное расстояние две группы ящиков, выкрашенных в желтый и коричневый цвет. После того как ящики были перенесены, участникам эксперимента задавался вопрос: «Какая группа ящиков тяжелее?» Из них 90% ответили, что коричневая группа, хотя вес ящиков был абсолютно одинаков.

Возникающие при восприятии цветов ассоциации — это несобственные качества цвета. Собственные качества цвета — это такие основные характеристики, как цветовой тон, светлота, насыщенность. Несобственные качества, отражающие тесную связь цвета с предметом, всегда были очень важны для всех видов искусств, так как благодаря им можно усиливать выразительность и эмоциональный настрой художественного произведения, пространства в интерьере и т.д.

Конечно, сила и характер воздействия одного цвета на разных людей неодинакова. Они зависят от многих как объективных факторов (собственных качеств цвета, площади, фактурности цветной поверхности, местоположения в пространстве), так и субъективных (настроения, характера, восприимчивости человека). Однако многочисленные исследования показывают, что одни и те же цвета и сочетания цветов вызывают у большинства людей близкие психофизиологические реакции. Многие из них объясняются объективными физическими и физиологическими закономерностями.

Пространственные свойства цвета были замечены и использовались еще художниками эпохи Возрождения, которые в своих работах пользовались как линейной перспективой, так и воздушной, и цветовой. Передние планы на своих полотнах они изображали в теплых коричневатых тонах, а дальние — в прохладных, высветленных, сине-зеленых, голубых тонах.

Существует столь же научное объяснение результатам неоднократно проводимых экспериментов со слепыми людьми, на ощупь определяющими красный цвет по теплу, исходящему от цветных образцов. Если посмотреть на шкалу электромагнитных излучений Вселенной, то спектральное видимое излучение, вызывающее красный цвет, находится на границе с самым «горячим» по температуре инфракрасным излучением. Данное «соседство» объясняет, что эти излучения при поглощении поверхностью выделяют большее количество тепла по сравнению с холодным, например, синим цветом.

Кроме физически объяснимых температурных различий красного и синего цвета, в основе их различий лежат также и вековые ассоциации с теплыми и холодными предметами, а также явлениями окружающего человека природного мира. Например, красный цвет воспринимается как теплый, потому что он ассоциируется с огнем. Синий же цвет воспринимается как холодный, потому что он ассоциируется с водой, льдом, небом и вызывает у нас чувство прохлады и свежести. Данные «природные» ассоциации легли в основу принятого в цветоведении разделения спектрального цветового круга на теплую и холодную части.

Когда мы сравниваем цвета, их температурные качества могут изменяться по нескольким причинам. Например, «берлинская лазурь» теплее «ультрамарина». Оптимально насыщенные чистые цвета будут холоднее соответствующих слабо насыщенных. Темные цвета будут казаться теплее, чем соответствующие им светлые.

Явления последовательного контраста будут давать «температурные» оттенки. Например, чистый красный цвет на фиолетовом фоне будет казаться теплее того же красного на оранжевом фоне. Умение видеть относительные качества цветов — изменение их «температурности» — служит прекрасным подспорьем для создания цветовых гармоний. Это же умение является показателем выработки утонченного колористического чувства цвета.

Символические значения цветов также вызывают у людей эмоциональные реакции. Здесь, конечно, больше субъективных факторов. «Окраска» или оценка эмоциональных ассоциаций (позитивные или негативные), вызванных символикой цвета, зависит от возраста человека, его жизненного опыта, профессии, образования, национальных и культурных традиций, в которых он вырос и живет и др. Тем не менее есть множество символических значений цветов, которые на сегодняшний день являются наиболее общими для многих народов. Решение цветовых проблем, конечно, должно базироваться на знании и осмыслении огромного опыта, накопленного человечеством в этой области.

Для лучшего понимания того эмоционального и психологического влияния, которое оказывает на людей каждый цвет, представлена таблица цветовых ассоциаций, которая была составлена на основе исследований специалистов в данном вопросе (Р. Арнхейм, Г. Цойгнер, Г. Фриллинг, К. Ауэр), а также ряда социальных опросов.

                                            Таблица цветовых ассоциаций.

Цвет Температура Расстояние Влажность Звук Ассоциации природные Ассоциации эмоциональные
Красный горячий близкий сухой громкий огонь, кровь, мак, вино гнев, стыд, активность, радость, любовь, энергия
Оранжевый теплый близкий сухой громкий оранжевый, пламя, осень, апельсин веселье, наслаждение, бодрость, крик
Желтый теплый близкий сухой звенящий солнце, свет, лимон, подсолнух, пустыня оптимизм, радость, возвышенность
Зеленый нейтральный неопределенный нейтральный спокойный природа, весна, трава, дерево, болото надежда, спокойствие, уверенность, тоска
Голубой прохладный далекий влажный тихий небо, прохлада, воздух, лед, электричество спокойствие, нежность, мечта, неустойчивость
Синий холодный далекий влажный тихий вода, холод, море покой, стабильность, вера, печаль
Фиолетовый холодный далекий влажный тихий космос, сирень, фиалки достоинство, мрачность, таинственность
Белый прохладный близкий нейтральный тихий молоко, дневной свет чистота, романтизм, невинность, благородство
Серый холодный удаляющийся влажный тихий пепел, пыль, серебро грусть, пассивность, будничность, скука
Черный холодный далекий сухой резкий вселенная, ночь, уголь, бездна таинственность, смерть, независимость, трагизм

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments