mirage_ok (mirage_ok) wrote,
mirage_ok
mirage_ok

Парадоксы поведения людей

Ct2bq (700x399, 80Kb)
 

Понимание триггеров (запускающих механизмов), которые меняют наше поведение, поможет нам ориентироваться в повседневной жизни лучше. Чтобы узнать, что и как влияет на наше обычное поведение, проводится множество исследований. Их результаты иногда шокируют, иногда радуют. Если вы ищете способ дать толчок вашему личному развитию – вам необходимо понимать, как психологические эффекты влияют на наши действия. К счастью, знать — уже полдела.

Когда вы осознаете, как именно наш мозг воспринимает окружающий мир, принимает решения и реагирует инстинктивно, вы поймет пользу от изучения этих психологических эффектов. Это как проникнуть за кулисы работы мозга, чтобы узнать точный рецепт успеха.

Следующие парадоксы и эффекты можно рассматривать как руководство по самосовершенствованию, основанное на базовых настройках мозга. Ваш пропуск в тайную кухню того, как функционирует мозг, чтобы избежать самых распространенных заблуждений.

 

  • Парадокс выбора – чем больше выбор, тем меньше вероятность, что мы будем им довольны

Знакомо ли вам раскаяние покупателя? Купишь что-нибудь – а потом начинаешь жалеть: можно было купить дешевле, или другую модель, или через 2 недели со скидкой. Это действие «Парадокса выбора». Даже если наше окончательное решение совершенно верное – мы можем быть остаться недовольны, если у нас слишком большой выбор.

Конечно, это бывало со всеми. Ужинаешь в ресторане – и потом думаешь, что надо было заказать другое блюдо. Покупаешь холодильник — и потом считаешь, что можно было взять и другую модель. Когда выбор слишком велик — бывает сложно найти удовлетворение от решения.

Чтобы доказать этот парадокс, психологи Марк Леппер и Шина Айенгар провели знаменитый эксперимент с вареньем. В магазине для гурманов выставили образцы высококачественного варенья.

В первом тесте был выбор из 6 сортов; во втором 24. Результаты показали:

  • при меньшем выборе баночку варенья купили 30% людей;
  • при большем — только 3%.

Ставший известным эксперимент с вареньем плюс популярная книга и интервью психолога Барри Шварца на сайте TED сделали парадокс выбора одним из самых разрекламированных (и ругаемых) психологических феноменов.

Парадокс выбора можно объяснить простой логикой:

  • лишние усилия при трудном выборе снижают удовольствие;
  • избыток альтернатив уменьшает ценность покупки;
  • процесс выбора становится слишком утомительным;
  • плюс давит вина – а вдруг наше решение окажется не самым лучшим?

Практическое следствие Простое решение парадокса выбора: давайте себе меньше возможностей. Как пишет в своей книге Барри Шварц: Сосредоточьтесь на том, что делает вас счастливым, и делайте то, что придает смысл вашей жизни.

 

 

  • Эффект полного провала — вы нравитесь другим больше, когда вы не совершенны.

Не бойтесь споткнуться или упасть перед вашим другом — это сделает вас только привлекательнее для него. Не бойтесь рассказать друзьям о своих неудачах — благодаря этому вы понравитесь им еще больше. Ошибки делают вас привлекательнее под действием «эффекта полного провала».

Те, кто никогда не ошибаются, кажутся нам менее симпатичным, чем те, кто совершают промахи. Ошибки делают вас более человечным и привлекательным. А совершенство создает дистанцию и раздражающую ауру непобедимости. Побеждают те, у кого есть недостатки.

Эту теорию проверил психолог Эллиот Аронсон. Его испытуемые слушали записи людей, отвечавших на викторину. На некоторых записях было слышно, как некоторые участники роняли чашку кофе. Результаты показали, что самыми симпатичными назвали именно тех, кто пролил кофе.

Практическое применение: Эффект провала напоминает нам, что ошибаться – это нормально. Случайные ошибки не просто допустимы. Они могут быть очень полезны. Если они не критичны и не слишком ужасны — случайные промахи сделают вас привлекательнее в глазах окружающих. 

 

  • Эффект прожектора — ваши ошибки не так заметны, как вы думаете.

Ощущение, что на нас все время смотрят — всего лишь игра воображения. Паранойя и неуверенность в себе, которые мы чувствуем каждый раз, когда ошиблись – на самом деле не отражает реальность. В соответствии с «эффектом прожектора», люди замечают наши промахи намного реже, чем мы думаем.

Для проверки «Эффекта прожектора» команда психологов из Корнуэлла просили группу испытуемых целый день носить странную футболку, а потом оценить, сколько людей заметили ее. Оценки испытуемых оказались вдвое выше, чем фактическое количество.

Эффект прожектора

Практическое следствие: Вы находитесь в центре внимания реже, чем вы думаете. Зная это, можно чувствовать себя в общественных местах намного спокойнее, быть самим собой. Когда вы делаете ошибку – не переживайте слишком, ведь ее влияние гораздо меньше, чем вы думаете. Психолог Кеннет Савицкий говорит так: Вы не сможете полностью избавиться от смущения, когда чувствуете, что совершаете ошибку. Но вы можете осознать, насколько вы преувеличиваете ее влияние.

 

 

  • Эффект фокусировки — люди придают слишком большое значение одному аспекту события и не замечают другие факторы.

«Ничто в жизни не так важно, как Вы об этом думаете, пока вы думаете об этом» — Дэниел Канеман

Какова разница в настроении между теми, кто зарабатывает много и теми, кто зарабатывает меньше? Разница существует. Но она на треть меньше, чем ожидает большинство людей. Это иллюстрирует «эффект фокусировки».

В данном примере влияние фактора дохода на настроение затмевает тысячи других важных обстоятельств.

Насколько счастливее калифорниец, чем житель Среднего Запада? Когда психологи задали этот вопрос жителям обеих областей, все ответили, что калифорнийцы должны быть намного счастливее. А на самом деле? Между ними не было выявлено никакой разницы в фактическом рейтинге счастья. Испытуемые считали солнечную погоду Калифорнии и спокойный образ жизни главными факторами счастья.

На самом деле есть много других, менее разрекламированных аспектов счастья, которыми наслаждаются жители Среднего Запада: низкий уровень преступности, отсутствие землетрясений и т.д.

Маркетологи используют «эффект фокусировки» (т.н. «иллюзию фокусировки») на потребителях. Они убеждают нас в необходимости какого-то продукта, его нового вкуса или цвета.

Политики тоже используют эффект фокусировки, чтобы преувеличить важность конкретных вопросов.

Под влиянием эффекта фокусировки у нас возникает туннельное зрение. Мы не видим «слона» целиком, а различаем только хобот, или хвост, или уши.

Практическое следствие: Чтобы устранить или хотя бы смягчить действие эффекта фокусировки, нужно: помнить о перспективе, смотреть на проблемы с разных точек зрения, и взвесить несколько факторов, прежде чем принимать решение. Влияние «эффекта фокусировки» приводит к ошибкам в прогнозировании будущих результатов. Если вы можете избежать туннельного зрения (или хотя бы помнить о нем) — вы повысите шансы на правильный выбор.

 

  • Чувство неловкости во время молчания

Как и многие другие поведенческие модели, мания заполнять паузы разговорами восходит к первобытному желанию принадлежать к какой-то группе и соответствовать ей. Когда нить разговора прерывается, возникают сомнения относительно собственной важности и положения в группе. А во время оживленной беседы мы чувствуем социальное признание, даже если говорим не по делу.

 

  • Увлечение грустными фильмами

Исследователи из Университета штата Огайо выяснили, что просмотр трагедий заставляет задуматься о своих отношениях с близкими, вызывает чувства сопереживания, благодарности, удовлетворенности жизнью. Грустные фильмы повышают выработку гормона окситоцина, который иногда называют «молекулой морали». Он делает нас более заботливыми, благородными и сострадательными.
 

  • Распространение сплетен

Более, чем в 60% случаев взрослые люди беседуют о третьих лицах. А мужчины посвящают сплетням на 32% больше времени, чем женщины. Причина кроется во врожденном желании устанавливать связи с теми, кто рядом в данный момент. И эта потребность может быть сильнее моральных обязательств перед отсутствующими.
 

  • Судороги во сне

Гипнагогические подергивания или сонные судороги бывают у 70% людей. Некоторые ученые считают, что это естественная составляющая перехода от бодрствования ко сну, во время которой нервы дают осечку, путая два состояния. Другая популярная теория объясняет спазмы древним рефлексом, который не позволял нашим предкам-приматам слишком расслабиться и упасть с дерева.
 

  • Плач

Ученые опровергают народную мудрость: «Слезами горю не поможешь». Плач возник как сигнал бедствия, который, возможно, дал человеку эволюционное преимущество: ведь бесшумные слезы в отличие от криков не привлекают внимания хищников. Вместе со слезами организм вырабатывает природное обезболивающее лейцин-энкефалин, поэтому после горького плача обычно наступает облегчение.
 

  • Фальсификация знания

Зачастую люди притворяются сведущими в темах, о которых они даже не слышали. Но обвинять их во лжи не всегда справедливо. Сталкиваясь с неожиданным вопросом, мозг начинает просеивать информацию в поисках ответа. Этот процесс вызывает ощущение осведомленности, которое не имеет ничего общего с реальным положением вещей. Добавьте сюда общественное одобрение просвещенности. И реакция: «Да, я в курсе!» возникнет сама по себе.
 

  • Тяга к людям с психическими отклонениями

По одной из версий, просмотр фильма или чтение книги о психопате временно освобождает от чувства ответственности и позволяет ощутить себя кем-то, кто думает только о себе. Есть и другое объяснение: психопаты — это разновидность хищников. Информация о них вызывает воспоминания о первобытном существовании, когда человек был одновременно охотником и добычей. С помощью триллера мы будим наше первобытное животное «я», не подвергая себя реальной опасности.
 

  • Неуместный смех

Это признак глубочайшего эмоционального стресса, и наше тело использует смех, как способ снять напряжение. Точно так же смех в момент, когда кто-то падает, поскользнувшись на банановой кожуре, служит сигналом: ничего страшного не случилось.
 

  • Желание укусить детеныша

«Такой миленький, так бы и съел!» — эта фраза часто вырывается у вполне адекватных взрослых при виде младенца, котенка или щенка. Ученые пришли к выводу, что запах новорожденного вызывает у людей (в особенности у женщин) выброс гормона удовольствия допамина, и такой же эффект производит вкусная еда. «Мимимишность» ассоциируется с приятным ароматом, а он, в свою очередь, напоминает о пище. Так что связка «увидел хорошенькое — укуси его» вполне обоснована.

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments