mirage_ok (mirage_ok) wrote,
mirage_ok
mirage_ok

Categories:

Способы воздействия на человека

images (260x194, 11Kb)

Сущность психологического влияния
По определению, психологическое влияние — это воздействие на состояние человека, его действия, мысли и чувства исключительно психологическими средствами, с предоставлением права и времени отвечать на воздействие.
Правда, при некоторых видах влияния (например, при манипулировании и при нападении) права и времени отвечать на воздействие стараются не предоставлять.
По своей сути, психологическое воздействие - это «проникновение» в чужую психику.
Целью и, одновременно, результатом этого «проникновения» являются: изменение, перестройка взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний человека и т.п.
В процессе воздействия участвуют две стороны, инициатор и адресат.
Инициатором влияния называют ту, которая изначально стремится повлиять на другую сторону (адресат).
Инициатор и адресат могут быть представлены, как индивидами, так и группами. Например, в эстрадном гипнозе зрители в зале являются адресатами, а гипнотизер - инициатором. Может быть и такая ситуация, когда на одного человека воздействуют сразу несколько инициаторов.
Обычно, у инициатора есть существенные преимущества, так как он инициирует воздействие и изначально инициатива на его стороне. Он имеет возможность подготовиться к контакту, чем создает еще больший перевес в возможностях влияния.

Виды психологического воздействия
Психологическое воздействие это не только манипуляция или внушение. К нему также относятся: убеждение, самопродвижение, просьба, принуждение, игнорирование, нападение, заражение, побуждение к подражанию, завоевывание симпатии, управление, слухи и НЛП.

  • Убеждение (аргументация) – логически аргументированное воздействие на сознание людей. Цель убеждения – создание, усиление или изменение взглядов, мнений, установок, оценок у адресата воздействия так, чтобы он принял другую точку зрения и следовал ей в своей деятельности и поведении.

Как происходит процесс убеждения?
Ежедневно мы получаем массу информации, убеждающей нас в чем-либо. Какими бы убеждающими не были предлагаемые факты, мы не верим абсолютно всему. Дело в том, что для того, чтобы убедиться нужно пройти несколько этапов и при этом предложенная информация должна совпасть с нашими установками.
Этапы следующие: предъявление информации, обращение внимания, понимание, принятие предлагаемого вывода, закрепление установки, перевод установки в поведение.
Вначале убеждающий предъявляет информацию и старается привлечь к ней внимание. Здесь главное – наши установки и «дозированность» информации.
Так как внимание избирательно, сильнее нас привлекает информация, которая соответствует нашим установкам. И наоборот, мы легко можем отвергнуть то, что противоречит жизненным принципам.
Внимание может сосредоточиться лишь на ограниченном количестве информации. Если ее будет слишком много, сознание просто отвергнет большую часть сведений.
Для убеждения необходимо не просто понять предлагаемое сообщение, но и принять вытекающий из него вывод. Поэтому быстрее убедит информация, переданная отчетливо и четко аргументированная, чем длинное сообщение с множеством непонятных терминов, переданное в шумной обстановке.
Не зря говорят: «Краткость – сестра таланта», «Все гениальное – просто». Информация, которая для понимания легка усваивается хорошо.
Понимание не всегда приводит к принятию. Если человек по нескольку раз слушает давно известные и понятые аргументы, это не изменит его установки. Предъявляемая информация должна быть новой, не озвученной ранее.
Кроме этого, любая информация вызывает определенные чувства и воспоминания. Поэтому, когда сообщение вызывает позитивные чувства и мысли (например, мечты о богатстве), мы соглашаемся с ним.
Разные люди обладают разными знаниями и смотрят на мир по-разному. Убедить проще, если говорить с человеком на понятном ему языке (например, в разговоре с бухгалтером использовать термины «сальдо», «суммы» и т.п.) и о том, что его волнует.
Кроме всего прочего, мы склонны верить признанным авторитетам, людям привлекательным и тому, с чем согласно большинство.

Сопротивление убеждению
Бывает, сначала мы не верим чему-то, а, выслушав аргументы, принимаем чужую точку зрения. И это вовсе не значит, что мы приняли правильную точку зрения. Просто нас убедили.
Чтобы повысить сопротивляемость убеждению нужно:
а) быть преданным уже имеющимся убеждениям;
б) стремиться к знаниям;
в) научиться оспаривать чужие аргументы;
г) быть готовым к атакам на наш стиль жизни и установки.
Преданность собственным убеждениям и готовность заявить о своей позиции очень сильно повышает сопротивляемость убеждению. Так, человек будет оспаривать аргументы, которые противоречат его установкам, особенно когда они затрагивают его личностные ценности.
Очень трудно убедить человека, если его установки опираются на знания об обсуждаемом предмете или проблеме. Установка тем сильнее и четче, чем больше знаний. Когда имеешь знания, выдвигать контраргументы проще.
Не имея базы знаний, адресат становится очень уязвимым для убеждающих атак. В любом обществе существуют мнения, разделяемые всеми его членами, и поэтому не подвергающиеся сомнению. Просто предполагается, что они верны, и о них особенно не задумываются. Такие мнения называются культурными трюизмами (например, «после еды нужно чистить зубы»).
Эти мнения легко опровергнуть, как правило, потому, что у людей слабая защита. Установка настолько слаба, что невозможно эффективно оспаривать убеждающее сообщение. Чтобы повысить сопротивление и способность отстаивать культурные трюизмы, необходимо обеспечить людей информацией и аргументами, подкрепляющими эти трюизмы.
Например, можно сообщить: «Согласно исследованиям, при регулярной чистке зубов, кариес появляется реже». Теперь, когда люди услышат аргументы против регулярной чистки зубов, менять установки они будут меньше.
Способность оспаривать чужие аргументы можно «привить». Для этого какое-либо мнение подвергается слабой критике, чтобы человек отстоял свою точку зрения самостоятельно. Если ему это не удается, можно подсказать контраргументы и предложить обдумать собственные доводы для отражения критики. Справившись со слабой атакой, он сможет защитить свою позицию и под сильным воздействием.
Убеждающее воздействие сильнее, когда оно неожиданно. Если у человека было время подготовиться, обдумать, составить контраргументы и имеется мотивация, он успешно отстоит свою позицию.
Вслед за восприятием информации, ее пониманием и принятием, происходит снижение критического отношения к предложенным доводам и выводам. Другими словами, мы убеждаемся в том, что начинаем понимать. Люди с высоким образовательным уровнем проявляют более интенсивное сопротивление убеждению.
Критическое отношение к сообщению может возникнуть, если оно имеет много деталей, содержит логические ошибки и доводы, противоречащие групповым нормам.

 

  • Самопродвижение - самореклама. Реализуется посредством демонстрации компетентности, высокого статуса и власти, ассоциированием себя с высокозначимыми личностями.

 

  • Внушение – воздействие на психику, предполагающее некритическое восприятие информации. Представляет собой составленные определенным образом словесные конструкции.

Внушение и его виды
Внушение - это внедрение каких-либо идей, чувств, эмоций без возможности критической оценки и логической переработки, т.е. в обход сознания. При внушении все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются "слепо".
Внушение используют, чтобы блокировать нежелательное поведение или мышление человека, склонить к желательному действию или поведению, распространить полезную информацию и слухи.
Внушения приобретают силу путем повторения. Человек может отвергнуть предложение, сделанное один раз, но если послушает одно и то же некоторое время – примет его. Кроме того, внушение может не произвести заметного действия сразу, а проявиться через определенное время. Когда сознание заинтересовано и отвлечено, подсознание остается без защиты и впитывает все, что ему говорят.
Основным инструментом внушения является слово, а также эффектом внушения обладает взгляд.
Суггестия (от лат. suggestio– внушение) приводит к появлению, помимо воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; к совершению поступка, не совпадающего с нормами, установками и принципами деятельности человека.
Суггестором, источником суггестии или внушающим субъектом может быть индивид, группа, средства массовой информации.
Суггерендом, объектом суггестии может быть индивид, группа, социальный слой.

Виды внушения:
Прямое – воздействие словами.
а) команды и приказы. Носят авторитарный, директивный характер. Это резкие, короткие фразы, сопровождающиеся соответствующей мимикой, жестами, интонацией. Обычно фразы повторяются несколько раз.
б) наставления, влияющие на эмоции, установки и мотивы поведения. Это мягкие убаюкивающие фразы, они повторяются несколько раз спокойным тоном.

Косвенное – скрытое, замаскированное внушение. Используются промежуточные действия или раздражитель с целью усиления эффекта, например, таблетка, не имеющая лечебных свойств («эффект плацебо»). Усваивается косвенное внушение неосознанно, непроизвольно, незаметно.
Внушение может происходить как намеренно, так и ненамеренно.
Внушение намеренное в том случае, когда суггестор старается достичь конкретной цели, знает что и кому хочет внушить, прилагает усилия для достижения поставленных целей.
Внушение ненамеренное, когда суггестор не ставит перед собой цель внушить что-либо суггеренду и не прилагает никаких усилий. Такое внушение возможно в случае предрасположенности суггеренда к тому, что внушается. Т.е. внушение «У тебя ничего не получится!», подействует только в случае, если высказано в момент, когда у суггеренда что-то не получилось.
По содержанию внушение может быть положительным и отрицательным.
Положительное прививает положительные психологические свойства, качества, состояния (уверенность в себе, вера в излечение).
Отрицательное прививает отрицательные психологические свойства, качества, состояния (леность, неуверенность в себе, нечестность).

 

  • Просьба - обращение призывающее удовлетворить какие-нибудь потребности, нужды, желания. Просить – склонять к исполнению своих желаний.

 

  • Принуждение - воздействие с целью совершения человеком какого-либо действия против воли.

 

  • Игнорирование - умышленное невнимание, пренебрежение. Применяется как средство влияния и как средство защиты от опасного влияния.

 

  • Агрессия (нападение) - поведение, наносящее вред, физический ущерб какому-либо человеку или вызывающее у него психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности).

Агрессия (нападение)
Агрессия (от лат. aggressio – нападение) – это деструктивное поведение, которое противоречит правилам сосуществования людей в обществе. Агрессивное поведение подразумевает нанесение физического ущерба или создание психологического дискомфорта (страха, напряженности и т.п.).
Насилие издавна сопровождает отношения людей. Иногда с его помощью поддерживается порядок в организациях, государстве. В истории человечества есть множество примеров борьбы за власть с применением насилия (силы).
Ежедневно на экранах телевизора мы видим жестокость, разбойные нападения, убийства. Насилие является составной частью спорта: оно есть в боксе, борьбе, футболе и т.д.
Однако насилие проявляет не только человек. Это один из принципов природы: либо съешь ты, либо тебя. Насилие является естественной склонностью человека, неотъемлемой частью человеческого существа.
Существует насилие физическое (телесное насилие, издевательство над другим, причинение боли) и психологическое. Измучить человека психологически можно так же, как и физически.
Конечно, возникает вопрос: почему люди - разумные существа - ведут себя так неразумно? Дело в том, что социальное поведение людей определяется не только разумом и культурными обычаями, но и инстинктами.
Агрессия является подлинным инстинктом, направленным на сохранение вида. Она спонтанна и не является простой реакцией на внешние условия. Поэтому недостаточно просто исключить факторы, ее вызывающие, и, таким образом, избежать ее проявления.

Становление агрессивного поведения
Становление агрессивного поведения – это очень сложный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение возникает под влиянием примера, который демонстрируют члены семьи, друзья и др. окружающие, а также СМИ.
Наблюдая за агрессией других, дети и сами учатся проявлять агрессию. При этом неважно проявляют ли окружающие агрессию по отношению к кому-то постороннему или к самому ребенку.
Наблюдение за чужой агрессией – это главный путь научения агрессивному поведению. Встречаясь с насилием дома и по отношению к себе, наблюдая за агрессивным поведением других детей, ребенок также начинает вести себя агрессивно.
Слишком агрессивные дети, как правило, отвергаются другими, и поэтому находят себе друзей среди таких же агрессивных сверстников. Это способствует возникновению еще больших негативных последствий, так как в агрессивной компании агрессия детей намного усиливается.
На становление агрессивного поведения влияет стиль семейного воспитания (авторитарный, гиперопека и т.д.), степень близости родителей и ребенка, особенности взаимоотношений между братьями и сестрами.
Так, дети, родители которых холодны и ведут себя отчужденно, в большей степени склонны к агрессии. Родители, которые слишком сильно наказывают или вовсе не контролируют своих детей, также могут спровоцировать агрессивность и непослушание ребенка. Наказание может быть эффективным и окажет позитивное воздействие только при грамотном применении.
Немаловажную роль в становлении агрессии влияют средства массовой информации. Сегодня даже детские мультфильмы содержат множество сцен насилия, причем, иногда в довольно завуалированном виде. Кино, мультфильмы, компьютерные игры, книги – все пронизано яркими примерами проявления агрессии.
Становление агрессивного поведения – это не сиюминутный процесс, он происходит постепенно. Научившись проявлять агрессию еще в раннем возрасте, став взрослым человек также будет агрессивен, поэтому важно предотвратить негативное поведение вовремя.


 

  • Заражение - передача эмоционального состояния от одного субъекта другому. Происходит неосознанно или с умышленной целью.

 

  • Побуждение к подражанию (уподоблению) – использование стремления человека подражать кому-либо. Подражание - осознанное или неосознанное следование примеру, эталону, образцу, манере поведения. Проявляется в принятии, заимствовании или воспроизведении поведенческих или психологических особенностей других людей.

 

  • Формирование благосклонности (завоевывание симпатии, расположение) - установление дружелюбных отношений, симпатий, доверия.

 

  • Манипуляция - скрытое управление в эгоистических целях.

Как избежать манипуляции?
Жертвами манипуляторов и аферистов чаще становятся люди, неуверенные в себе, стеснительные и чрезмерно доверчивые. Однако попасть на уловку могут и люди, желающие выглядеть сильными, благородными или щедрыми.
Чтобы защитить себя от манипуляции можно использовать Пассивную защиту от манипуляций и Активную защиту от манипуляций. Чтобы избежать манипуляции нужно придерживаться нескольких простых правил.

Не бойтесь говорить «нет». Человек, который стесняется произнести слово «нет» - самая легкая добыча манипулятора. Нужно уяснить себе, что любой имеет право отказаться, любой имеет право сказать «нет». «Нет» должно быть произнесено решительно.

Соблюдайте дистанцию. Манипуляторы легко получают полезную для них информацию о «жертвах» не благодаря своим умениям, а благодаря чрезмерной доверчивости людей и их пренебрежительности.

Будьте непредсказуемы. Непредсказуемость в общении с манипулятором гарантирует человеку неуязвимость. Когда манипулятор не может «просчитать» жертву, он не может влиять на нее. Невозможно одержать победу, если правила игры постоянно меняются. Однако, если манипулятор – близкий человек, то не стоит с этим переусердствовать.

Не хвастайтесь. Хвастовство - лучший способ заставить других позавидовать, а для манипулятора это явная демонстрация слабых сторон потенциальной жертвы - указание на мишень воздействия. Те, кто знает об этом, осознанно скромничают.

Не показывайте своих слабостей. Использование слабостей собеседника лежит в основе любой манипуляции. Кто хочет выглядеть жадным, нерешительным, глупым, трусливым? Никто. Напротив, все хотят казаться достойными, одобряемыми, благородными, значимыми, в чем-то превосходящими, иметь хороший имидж и т. д. Желания и стремления могут стать мишенями. Поэтому стоит помнить, что все аферы используют:

  • жадность;
  • желание быстро разбогатеть;
  • любопытство, в частности, желание узнать свое будущее, судьбу;
  • жажду острых ощущений;
  • желание произвести впечатление, покрасоваться;
  • нерешительность.

Соблюдение этих правил – хорошая профилактика от манипулирования, но не стоит преувеличивать и видеть манипулятора в каждом встречном.

Активная защита от манипуляции
Когда избежать общения с манипулятором не получается, и есть возможность не бояться конфликта, можно прибегнуть к активной защите: рассекретить и нанести контрудар.
Главное – настрой. Не нужно стесняться говорить все, что думаете. Если манипулятор вам не начальник или вы еще каким-либо образом не зависите от него, можете уверенно отплатить ему той же монетой - как бы отзеркалить его действия.
Для этого можно использовать следующие приемы.

  1. Расставить точки над «i». Выскажите манипулятору все, что вам не нравиться и заставьте его объясниться: «Что именно Вам нужно?», «Куда это Вы клоните?», «И дальше что?», «Скажите прямо – …». Самое главное — рассекретить его помыслы.
  2. Ответный удар (контрманипуляция). Притворитесь, что не понимаете что вами пытаются манипулировать и начните свою игру. Ваша цель – ответить манипулятору его же приемами, показать ваше психологическое превосходство.

Например, малознакомый собеседник в разговоре использует уменьшительно-ласкательные формы обращения к вам: «Котик», «Милочка», «Игоречек». Таким образом он пытается установить психологическое превосходство, делает так называемую «пристройку сверху».
В этом случае нужно начать обращаться к собеседнику подобным образом, пока он не поймет, что не сможет «надавить».
В общем виде приемы нейтрализации выглядят так:

  • Открыто обсуждайте недопустимость использования уловок.
  • Рассекречивайте уловки, т.е. раскрывайте их суть.
  • О недопустимости применения уловок напоминайте повторно.
  • Используйте прием «уловка на уловку».

Защищаясь от манипуляции, стоит помнить, что самое главное оружие – мир. Не следует атаковать первым. Агрессору просто нужно дать понять, что своих целей он не достигнет.

Пассивная защита от манипуляции
Пассивная защита – самый безобидный способ защиты от манипуляции. Его можно применять, когда не знаете, как поступить, что делать, как ответить манипулятору или когда не хотите портить с ним отношения или просто связываться.
В этом помогут следующие методы:

  • Не реагируйте на слова манипулятора, молчите, делая вид, что не услышали или не заметили.
  • Притворитесь «дураком», сделайте вид, что не поняли, о чем речь.
  • Переведите разговор на другую тему.
  • «Соглашаясь» с предложением манипулятора, обязательно оговорите, что окончательное решение или исполнение зависит от вас, – это дает возможность при желании «отыграть назад».
  • Повторите просьбу манипулятора, но уже в форме вопроса, тем самым побуждая продолжить речь. Если применяется манипуляция действием, то просто повторите это действие (этим вы переложите опасность, грозящую вам, на манипулирующего).
  • Проявите самообладание, сохраняйте выдержку. Сделать это помогут следующие способы:

Разглядывание. Отрицательная информация оказывает влияние через слух. Поэтому в острой обстановке надлежит концентрировать внимание не на том, что и как говорится собеседниками, а на том, что вы можете рассмотреть в их внешности и в окружающей обстановке.

Пусть действующий на нервы продолжает говорить все что угодно. Вы же внимательно рассматривайте и запоминайте детали обстановки и лица собеседника, словно потом собираетесь писать картину. Внезапное молчание ослабит напор манипулятора.

Визуализация. Человеческое воображение способно творить чудеса.

  • Представьте, что у манипулятора появилось то, что вам приятно (выросли эльфийские уши, крылья бабочки или он оброс шерстью, и стал похож на котенка).
  • мысленно уменьшите в росте человека, действующего Вам на нервы,– пусть он будет лилипутом, гномиком или тараканом;
  • попробуйте представить этого человека в комичном виде (например, в «семейных» трусах и в шапке-ушанке);
  • выдумайте сцену воображаемого реванша по отношению к Вашему обидчику и мысленно насладитесь «местью».

Сохраняйте спокойствие. Суетясь, бегая по комнате, еще больше разнервничаетесь. Лучше сядьте и сосредоточьтесь. Дышите как можно глубже. Выпейте холодной воды.

Помедлите с ответом. Держите паузу. Это позволяет успокоиться и, лучше сосредоточившись, подобрать лучший ответ. Можете приучить себя отвечать только после того, как мысленно досчитаете до десяти. Это, кстати, будет говорить о вас как о солидном человеке, знающем цену своему слову.

Физическое состояние. Очень важно следить за своим внешним видом. Никому в голову не придет использовать стрессовую ситуацию для манипуляций вами, если вы демонстрируете прямую спину, ровное дыхание и твердый взгляд, направленный меж глаз собеседника.

Если разрешить ситуацию мирным путем все-таки не получается, примените активную защиту от манипуляции.

К видам влияния также относят управление людьми, нейролингвистическое программирование (НЛП) и слухи.
 

  • Слухи – специфический вид информации, возникающей спонтанно и становящейся достоянием обширной аудитории. Может специально распространятся с целью оказания воздействия на общественное сознание людей. Слухи являются очень мощным инструментом влияния, поэтому широко применяются в политике, маркетинге.

 

  • НЛП – набор техник, моделей. Дает инициатору воздействия большую власть над адресатом. Манипулятивно в случае, если инициатор добивается выигрыша только для себя, а адресат в проигрыше. Если цель инициатора благородна по отношению к адресату, это позитивное скрытое управление. Например, когда НЛП используется в психотерапии.

 

  • Управление - предполагает наличие соответствующего статуса, определенных полномочий, власти. Управлять, значит руководить, направлять деятельность кого-либо. Например, руководитель управляет подчиненными; родители, воспитатели, учителя руководят детьми.

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments